Реальный эффект от Системы Менеджмента Качества (СМК) не возможен без проведения внутренних аудитов внедренной системы и, соответственно, без систематического обучения сотрудников компании их проведению:
-
какие специфические требования ISO 9001 необходимо проверить в первую очередь?
-
с какой периодичностью планировать проведение внутренних аудитов?
-
как грамотно сформулировать обнаруженные несоответствия и замечания?
-
как разработать корректирующие действия, которые будут реализованы?
На тренинге сотрудники детально познакомятся со стандартом внутренних аудитов ISO 19001, научатся планировать аудиты, создавать программы, планы и отчеты об аудитах, получат образцы документов и демоверсию программного обеспечения, которое упростит учет и контроль устранения выявленных нарушений ISO 9001 и документов СМК.
Целевая аудитория:
-
компании, внедряющие требования стандарта ISO 9001 или ГОСТ Р ИСО 9001,
-
компании, прошедшие сертификацию по стандарту ISO 9001 или ГОСТ Р ИСО 9001,
-
представители руководства по качеству,
-
руководители проекта,
-
сотрудники службы качества,
-
внутренние аудиторы, действующие и потенциальные.
В результате участники:
-
получат информацию, необходимую для участия в процедуре внутренних аудитов СМК,
-
познакомятся с примерами реализации требований стандарта ISO 9001 из практики,
-
познакомятся с наиболее частыми нарушениями, встречаемые в практике внедрения ISO 9001,
-
познакомятся с принципами проведения внутренних аудитов,
-
узнают условия, необходимые для результативного внедрения процедуры внутреннего аудита и поддержания ее эффективного функционирования,
-
получат образцы документации (Программа аудита, План аудита, Отчет о проведении аудита, Бланк несоответствия / замечания, План корректирующих действий),
-
отработают на практических заданиях необходимые навыки (планирование аудита, формулировка вопросов, формулировка несоответствий, разработка корректирующих действий и др.).
Стоимость и условия участия:
Открытый формат: основной блок - 11 700 рублей для одного участника. В основной блок включены: право участия во всех последующих тренингах, раздаточные материалы, сертификат, кофе-брейки.
Корпоративный формат: стоимость и время проведения определяется по соглашению сторон.
Время проведения тренинга с 10-00 до 20-00.
Программа:
1. Основные термины и определения аудита системы менеджмента.
-
Понятия: "аудит", "внутренний аудит", "несоответствие", "коррекция", "корректирующие действия", "потенциал для улучшения". "свидетельства аудита", "наблюдения аудита", "критерии аудита", "программа аудита", "план аудита".
-
Типы аудитов: аудит 1-ой стороны (внутренний), аудит 2-ой стороны, аудит 3-ней стороны (внешний, в частности, сертификационный). Виды аудита: документации, продукции, процесса, системы менеджмента качества.
-
Применение принципа "Колесо Деминга" применительно к аудиту: Plan - разработка программы аудита, Do - реализация программы аудита, Check - мониторинг и анализ проведения аудита, Act - улучшение процедуры проведения аудита.
2. Структура стандарта ISO 19011:2002 "Руководящие указания для аудитора систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента".
-
Принципы проведения аудита: этичное поведение, беспристрастность, профессиональное прилежание, независимость, подход на основе фактов.
-
Основные разделы стандарта: п. 5 Управление программой аудита, п. 6 Деятельность по аудиту, п. 7 Компетентность и оценивание аудиторов.
3. Планирование внутренних аудитов системы менеджмента организации.
-
Программа аудита (Plan): планирование, ресурсы, процедуры.
-
Цели программы аудита, примеры целей.
-
План аудита, распределение задач в группе аудиторов, подготовка рабочей документации, в т.ч. чек-листы.
-
Подготовка к проведению аудита на месте.
-
Практическое занятие. Составление плана аудита и чек-листа на основе бланка матрицы ответственности.
4. Методика проведения внутреннего аудита.
-
Шесть этапов и семь фаз проведения аудита.
-
Этап 1: Инициирование аудита.
-
Этап 2: Проведение анализа документации.
-
Этап 3: Подготовка к проведению аудита на месте.
-
Этап 4: Проведение аудита на месте.
-
Фаза 1: Проведение предварительного совещания.
-
Фаза 2: Связь в процессе аудита.
-
Фаза 3: Роли и обязанности сопровождающих и наблюдателей.
-
Фаза 4: Сбор и проверка информации. Источники информации: Опрос сотрудников и других лиц, Наблюдение за деятельностью, производственной средой и условиями.
-
Фаза 5: Формирование наблюдений аудита.
-
Фаза 6: Подготовка заключений по результатам аудита. Анализ наблюдений аудита с точки зрения целей аудита. Согласование заключения по результатам аудита. Подготовка рекомендаций. Обсуждение последующего аудита.
-
Фаза 7: Проведение заключительного совещания.
-
Свидетельства и наблюдения аудита. Оценка свидетельств аудита с точки зрения критериев аудита (результат: соответствие, несоответствие, возможность улучшения). Анализ наблюдений аудита. Регистрация несоответствий и подтверждающих их свидетельств.
-
Практическое занятие. Определение пунктов Стандарта при составлении карточек несоответствий.
-
5-й этап аудита: Подготовка, утверждение и распространение отчета об аудите. 6-й этап аудита: Завершение аудита.
-
Проведение последующего аудита.
5. Требования к компетенции аудитора.
-
Практическое занятие. Отработка навыка слушать и слышать.
-
Личные качества аудитора. Поддержание и повышение компетентности. Оценка аудиторов.
-
Мониторинг программы аудита (Check). Способен ли аудит достичь цели? Соблюдается ли график аудитов?
-
Улучшение программы аудита (Act) . Корректирующие и предупреждающие действия, улучшение программы аудита.
-
Основные принципы анкетирования. Типы установок. Принципы опроса.
6. Проверка требований стандарта ISO 9001:2008 "Система менеджмента качества".
-
Элементы СМК. Восемь обязательных элементов СМК.
-
Документы: политика, цели, планы, процедуры, стандарты, инструкции, спецификации, чертежи, контракты и заказы.
-
Записи: свидетельства контроля, протоколы совещаний, отчеты по аудитам, записи по программам мониторинга и результаты измерений, сводки данных, анализы, индикаторы работы.
-
Информация по программам выборочного контроля проверяемой организации, процедурам выборочного контроля и измерений.
-
Данные из других источников, например, обратная связь с потребителем, другая актуальная информация от внешних сторон и оценка поставщиков.
-
Компьютерные базы данных и Web-сайты.
7. Применение BusinessStudioдля планирования аудитов и контроля за их результатами.
Раздаточные материалы:
-
международные стандарты (для учебных целей): ISO 9000:2005, ISO 9001:2008, ISO 19011:2002;
-
документированная процедура "Проведение внутреннего аудита",
-
годовая программа проведения аудитов,
-
уведомительное письмо о проведении аудита,
-
план проведения внутреннего аудита,
-
вопросник аудитора и чек-лист аудита,
-
отчет о проведении внутреннего аудита,
-
план реализации корректирующих действий по устранению выявленных нарушений,
-
журнал контроля устранения выявленных при проведении внутреннего аудита нарушений,
-
должностная инструкция внутреннего аудитора,
-
CD со всеми предоставляемыми документами, рабочей тетрадью и презентацией тренинга.
Преподаватель:
Вислобоков Владимир Викторович
-
консультант и преподаватель Компании "Качество бизнеса" по системе менеджмента ISO 9001, системе совершенствования деятельности организации Кайдзен (Kaizen) и системе управления по целям MBO (management by objectives).
-
один из немногих специалистов в области качества, чьим базовым институтским образованием является менеджмент качества (Московский Государственный Технологический Университет "Станкин", факультет "Метрологической информатики"), что позволило многочисленный полученный опыт «складывать» в изначально правильную систему.
Даты начала обучения не определены.