Многие зарубежные и российские компании используют процессный подход для повышения эффективности системы управления. На практике этим занимаются или сотрудники компании или привлеченные консультанты, так как внедрение управления бизнес-процессами (Business Process Management) вызывает много сложностей и требует профессионального подхода.
Полный функционал консультанта затрагивает все элементы цикла управления бизнес-процессами: описание, регламентацию, аудит, анализ и оптимизацию деятельности. В зависимости от проекта задачи и акценты могут меняться.
На семинаре вы изучите технологии всех этапов постановки и оптимизации процессного управления в компании от описания (моделирования) бизнес-процессов до построения системы контроля и анализа процессной системы. Рассмотрите проекты по разработке системы KPI на базе процессного подхода. Особое внимание будет уделено оптимизации бизнес-процессов на базе технологии Activity Based Costing, рассмотрены программные продукты, реализующие эту технологию.
В результате обучения вы:
- изучите технологии повышения эффективности бизнес-процессов различных уровней
- получите практические навыки описания (моделирования) бизнес-процессов
- научитесь применять различные методы оптимизации бизнес-процессов, включая технологию Activity Based Costing
- научитесь разрабатывать и внедрять регламентирующие документы
- узнаете, как организовать автоматизацию бизнес-процессов
- сможете оценивать результативность и эффективность бизнес-процессов на базе KPI
День 1
Процессный подход к управлению компании
- Управление эффективностью компании. Компоненты системы Business Performance Management (BPM)
- Достоинства и недостатки процессного и функционального подходов управления компанией
- Требования международных стандартов серии ISO 9000:2005, 9001:2008 по организации процессного управления
- Виды, уровни процессов в компании
- Уровни зрелости процессов. Вовлеченность организации в процедуру оптимизации процессов
- Анализ направлений оптимизации, ускоряющих проекты в зоне ответственности консультанта по бизнес-процессам
- Генераторы увеличения стоимости компании
- Цели, задачи, зоны ответственности консультанта по бизнес-процессам
Практикум:
- анализ процессных моделей зарубежных и российских компаний
- разработка задач и системы KPI консультанта по бизнес-процессам
Инструменты управления консультанта по бизнес-процессам
Диагностика системы управления, процессной структуры компании
- Анализ причин снижения эффективности системы управления компании, процессной структуры компании
- Анализ направлений диагностики системы управления компании, процессной структуры в зоне ответственности консультанта по бизнес-процессам
- Инициативы в зоне ответственности консультанта по бизнес-процессам, направленные на повышение эффективности системы управления, процессной структуры компании
- Анализ соответствия процессной и организационно-функциональной структур стратегическим целям компании. Технология Balance Scorecards (BSC)
Практикум: разработка плана развития процессной структуры с помощью технологии BSC для своей компании
Планирование работы консультанта по бизнес-процессам
- Использование принципов проектного управления в зоне ответственности консультанта по бизнес-процессам
- Организация сбора информации для планирования работы консультанта по БП. Источники информации
- Планирование проектов по улучшению и реинжинирингу процессов. Достоинства, недостатки, риски проектов
- Планирование требуемых ресурсов (персонал, бюджетирование, ограничения проектов)
Практикум: разработка планов проектов ускорителей для своих компаний
Принципы управления бизнес-процессами
- Подход управления бизнес-процессами с использованием цикла Деминга
- Описание (моделирование) процессов, регламентация и аудит бизнес-процессов, улучшение (оптимизация) бизнес-процессов
- Бизнес-модель процессно-ориентированной компании
- План проекта внедрения процессного управления в компании: цели проекта, структура управления, роли и ответственность, состав работ, риски проекта, график проекта
Описание (моделирование) бизнес-процессов
- Цели описания (моделирования) бизнес-процессов
- Определение уровней и стандартов описания бизнес-процессов
- Описание процессов «обратным ходом» и «прямым ходом»
- Нотации (языки) описания бизнес-процессов. Анализ применимости рассмотренных нотаций на практике
- Диаграмма SIPOC. Практические примеры
- Соглашение о моделировании
Практикум: моделирование процессов компаний слушателей в различных нотациях (SIPOC, BPMN)
Регламентация деятельности компании
- Система регламентации: структурные регламенты, процессные регламенты
- Трудности и типовые ошибки регламентации
- Правила выбора бизнес-процессов для регламентации
- Структура регламента выполнения бизнес-процесса
- Стандартные операционные процедуры (СОП)
- Состав работ по регламентации бизнес-процесса
Практикум: анализ регламента бизнес-процесса. Разработка показателей для связанных бизнес-процессов. Рассмотрение прав и ответственности владельцев бизнес-процессов
День 2
Аудит бизнес-процессов
- Цели и задачи аудита бизнес-процессов компании
- Объекты и субъекты аудита бизнес-процессов
- Результаты аудита бизнес-процессов и их потребители (руководство, органы сертификации, руководители и т.п.)
- Типовые документы для проведения аудита
- Проблемы аудита бизнес-процессов компании
Практикум: процедура проведения аудита бизнес-процесса организации, анализ типичных ошибок
Оптимизация бизнес-процессов организации
- Классификация проблемности бизнес-процессов
- Задача оптимизации бизнес-процесса: показатели процессов и критерии оптимизации
- Направления оптимизации бизнес-процессов: улучшение, бенчмаркинг, реинжиниринг
- Оптимизация основных и обеспечивающих процессов. Подход компании Toyota к оптимизации бизнес-процессов, снижению потерь
- Оптимизация процессов нижних уровней
- Оптимизация стоимости процессов на базе технологии Activity Based Costing
Практикум:
- кейс «Разработка проекта «Оптимизация бизнес-процессов»
- кейс «Разработка проектов «Снижение затрат», «Бережливое производство в офисе»
Оптимизации организационной структуры
- Основные процессы формирования организационной структуры
- Цели, задачи, функционал, нормы управляемости
- Организационное проектирование на базе функционального и процессного подхода
Практикум: кейс «Анализ процесса продаж и распределение задач, функционала, зон ответственности между службами маркетинга, продаж, рекламы, клиентского сервиса»
Управление эффективностью процессной системы
- Системный подход к решению задач управления эффективностью
- Использование системы сбалансированных показателей (Balance Scorecards) при планировании и контроле реализации стратегии развития
- Использование ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки результативности и эффективности бизнес-процессов
- Принципы и подходы к разработке KPI
Практикум: разработка показателей KPI для процессов и подразделений компаний участников
Набоков Анатолий Борисович
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, эксперт в области стратегического управления, оптимизации бизнес-процессов, организационного развития, разработки систем мотивации на базе KPI
Профессиональный опыт
Более 10 лет управленческого опыта в компаниях численностью от 3 000 человек
- 2009 — н. в. — Консалтинговая компания «Стратегия-центр», менеджер проектов
- 2002–2009 — Группа производственно-сбытовых компаний «Сходня Мебель», «Сходня Трейд», «МЭЗ ДСПиД», «Плитпром», директор по развитию, советник основного акционера
- 2001–2002 — Консалтинговая компания «БДО Юникон», консультант
- 2000–2001 — Компания «МИР», начальник отдела
- 1999–2000 — Компания Wing Mage, исполнительный директор
- 1989–1998 — Институт МО (Военно-промышленный комплекс), подполковник, начальник отдела
Профессиональные компетенции
- Стратегическое управление. Разработка функциональных стратегий, системы комплексных стратегических показателей (balanced scorecard)
- Управления проектами на базе стандарта PMBOK 4
- Реинжиниринг и оптимизация бизнес-процессов
- Управление качеством. Внедрение стандартов серии ИСО 9000
- Постановка системы управления рисками
- Управление ТОиР, эксплуатацией автотранспортного предприятия
- Организационное проектирование. Оптимизация организационной структуры
- Разработка системы мотивации на базе KPI (ключевых показателей эффективности)
- Внедрение бизнес-технологий: «бережливое производство», управление по целям (МВО), управление отношениями с клиентами (CRM)
- Постановка оптовых, розничных и электронных продаж и управление ими
- Внедрение программ улучшения (кайдзен): активизация продаж, сокращение затрат, снижение потерь, эффективное управление активами, оптимизация бизнес-процессов
Клиенты
AccessBank, Golder Electronics, Seven Days, Вимм-Билль-Данн, Газпромнефть, Газпром, Гедеон Рихтер-Рус, ГК «Росводоканал», Бьюсайрус Сервис, Дубненский машиностроительный завод, ЕВРАЗ, ИБФ — Моторс, Иннова, Камкабель, Кварцверке, КазГерМунай, Леруа Мерлен, Лукойл Черноморье, Мортон, Мечел, Мется Тиссью, Норильский никель, Пепси, Русский алкоголь, Росатом, СамЗАС, Салаватнефтеоргсинтез, Самотлорнефтегаз, Сбербанк, СДМ-Банк, Сибирская Сервисная Компания, СИБУР, Сплат косметика, Стройспецтранс, ТНК-ВР Менеджмент, Уралхиммаш
Преподавательская деятельность
РАНХ при Правительстве РФ, Институт переподготовки и повышения квалификации МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт повышения квалификации (ИКТ)
Публикации
Десятки публикаций по актуальным вопросам управления персоналом, стратегического и финансового менеджмента, последние из которых:
- Набоков, А. Б. Система управления изменениями и эффективностью деятельности корпорации в условиях кризиса / А. Б. Набоков // Стратегический менеджмент. — 2015. — № 1
- Набоков, А. Б. Кризис: что делать с бизнесом, что делать с персоналом? / А. Б. Набоков // Финансовый менеджмент. — 2015. — № 2
- Набоков, А. Б. Как повысить эффективность персонала с помощью системы KPI? Система «управления ответственностью» каждого сотрудника / А. Б. Набоков // Управление персоналом. — 2015. — № 4
Образование
- 2007 — Экспертный центр «Крафтсерт», внутренний аудит системы менеджмента качества организации
- 2006 — МИЭМиП, формирование СМК в соответствии со стандартами ИСО 9000
- 2003 — МАГ КОНСАЛТИНГ, сбалансированная система показателей
- 1998 — Московская международная высшая школа бизнеса (МИРБИС), менеджмент
- 1986 — Высшая инженерная радиотехническая академия, аспирантура
- 1977 — Высшее военное инженерное училище радиоэлектроники
Даты начала обучения не определены.