Очередные изменения в Градостроительном и Земельном кодексах РФ продолжают вступать в силу в 2026 году. Данный факт создает необходимость для специалистов строительной отрасли постоянно адаптироваться к новым условиям и повышать уровень профессиональной компетенции.
Курс позволит Вам подготовиться к нововведениям, получить детальные консультации и ответы на вопросы от эксперта федерального уровня в области строительства — Слюсаренко В. Е. Полученные знания помогут избежать возможных нарушений и штрафов (предостережений), отмены разрешений (приостановки строительства).
Слушатели курса:
-
Руководители и заместители руководителей строительных компаний.
-
Главные инженеры и главные архитекторы проектов;
-
Руководители и специалисты технических служб, юридических отделов, а также отделов капитального строительства и других заинтересованных лиц.
-
ИТР (инженерно-технические работники).
По завершению программы выдается удостоверение о повышении квалификации.
Вопросы программы и регламент:
09:30 - начало регистрации слушателей. 10:00 - начало занятий. 11:00-11:30 - кофе-пауза. 13:00-14:00 - обед. 17:00 - завершение программы обучения.
1. Правовое обеспечение строительной отрасли:
- Уточнение процедур экспертизы проектной документации (с 1 марта 2026 года), территориального планирования, регулирования деятельности саморегулируемых организаций (СРО) и т.д. Федеральные законы от 25.12.2023 № 653-ФЗ, от 01.04.2025 № 52-ФЗ, от 31.07.2025 № 295-ФЗ, № 304-ФЗ, № 309-ФЗ.
- Экспертиза проектной документации: положения о проведении экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Экспертиза проектной документации линейного объекта, для строительства которого не требуется подготовка документации по планировке территории. Отменена многократно продления срока прохождения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Сроки проведения госэкспертизы проектной документации с 01 января 2025 г.
-
Территориальное планирование: порядок согласования проектов схем территориального планирования и генеральных планов муниципальных образований при включении в границы населённых пунктов сельскохозяйственных угодий. Перечень участков, на которые вид разрешённого использования устанавливается по проекту межевания. Перечни участков, на которые не устанавливаются и не распространяются градостроительные регламенты.
-
Саморегулируемые организации (СРО): стандартизация деятельности СРО путём введения правил саморегулирования, утверждаемых национальными объединениями СРО. Требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юрлица по месту основной работы специалистов иных профессий, сведения о которых не включаются в нацреестры специалистов, а также требования к минимальной численности таких специалистов. Порядок оценки национальными объединениями соблюдения законодательства РФ, в том числе общих стандартов организации, как СРО, так и членами СРО на постоянной основе с использованием информационных технологий. Внесудебное исключение сведений о недобросовестных СРО из государственного реестра.
- Новые обязанности главных инженеров проектов (ГИП) и главных архитекторов по уведомлению нацобъединений об увольнении из организации — члена СРО, что позволит исключить задвоение сведений в национальном реестре специалистов.
- Новые обязанности органов экспертизы уведомлять нацобъединения о рассматриваемых материалах за подписью тех или иных специалистов, чтобы был известен автор каждого проекта.
2. Изменения в градостроительном регулировании:
- Изменения в статьи 67 и 68 ГрК РФ, касающиеся комплексного развития территорий (КРТ). Теперь КРТ будут реализовывать одновременно с развитием социальной инфраструктуры (школы, детсады, поликлиники и т. д.). Регионы получат право запрещать строить многоквартирные дома без социальной и иной инфраструктуры.
-
Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), который образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, можно будет получать (в целях КРТ) до образования такого участка. Условие — должен быть в наличии проект планировки территории на основании проекта межевания территории или схемы расположения такого земельного участка на кадастровом плане территории.
- Дополнена статья 51 ГрК РФ: застройщик должен будет предоставлять копии договора о КРТ по инициативе правообладателей одновременно с заявлением на выдачу разрешения на строительство.
- Изменения в статьи 24 и 33 ГрК РФ: упрощённый порядок внесения изменений в генпланы и правила землепользования и застройки (ПЗЗ) для случаев КРТ по инициативе правообладателей. Договор о КРТ по инициативе правообладателей наравне с решением о КРТ станет основанием для внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования. Изменения будут вноситься в течение 90 дней со дня заключения такого договора.
- Новые меры господдержки участников строительства (ФЗ № 625).
- Отмена «исчерпывающего перечня» и новый реестр документов, сведений и согласований в строительстве (ПП РФ № 1180).
- Порядок обязательного применения BIM-технологий в долевом строительстве.
- Новые требования к застройщикам в ЕИС «Стройкомплекс.РФ».
- Комплексное развитие территорий.
- Новый порядок принятия решений о КРТ и введение института операторов КРТ (ФЗ № 627). Новое в подготовке ДПТ для КРТ.
- Новые требования к договору о КРТ.
- Обязательства по строительству инфраструктуры в КРТ и порядок её передачи органам МСУ.
- Порядок изъятия земельных участков и ОКС в границах КРТ.
3. Регулирование вопросов организации и проведения экспертизы проектной документации (ПД):
- Перевод обязательных требований в добровольные: проект НПА, разъяснения Минстроя России (Письмо №11233-ИФ/08.).
- Изменения норм ГрК РФ (ФЗ №275-ФЗ; ФЗ №254-ФЗ; №468-ФЗ и др.).
- Экспертный комментарий последних изменений ключевых НПА (ПП РФ №2110; ПП РФ от №567; N2460; N 2243 и др.).
- Информационная модель объекта капитального строительства (ОКС): практические вопросы соблюдения правил ПП РФ № 331 (в актуальной редакции).
4. ПД. Практические вопросы соблюдения требований:
- Общие требования (ГОСТ Р 21.101-2020).
- Состав, содержание разделов ПД в зависимости от вида ОКСа (линейные объекты, объекты производственного/непроизводственного назначения), порядок утверждения (ПП РФ от 16.02.2008 №87, действ. ред.).
- Требования к ТЗ на проектирование и инженерные изыскания.
- Соответствие ПД требованиям технических регламентов, действующим СНиПам, санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности.
- Виды работ по инженерным изысканиям, по подготовке ПД, которые оказывают влияние на безопасность ОКСов (Приказ Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 №624).
5. Новый порядок разработки и согласования СТО (Приказ Минстроя России №734/пр):
- Требования к результатам инженерных изысканий и ПД в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
- Соответствие ПД требованиям ПП РФ от 04.07.2020 N985.
- Условия признания ПД «типовой ПД» (ст.48.2 ГрК РФ); включение сведений о «типовой ПД» в Единый государственный реестр заключений экспертизы ПД ОКС.
- Критерии аналогичности объекта и требования об использовании и др. Различия в составе ПД в зависимости от вида объектов.
6. Административная ответственность юридических и физических лиц, принимающих участие в подготовке документов и проведении экспертизы (на материалах правоприменительной практики)
7. Организационно-распорядительная и организационно-технологическая документация:
- Актуальные вопросы; методики и рекомендации по разработке разделов строительного генерального плана (СГП); вопросы безопасности и охраны труда в ПОС.
- План производства работ, технологические карты и другие документы, содержащие решения по организации строительства, технологии СМР и контролю их качества.
8. Экономика строительного проекта: что нужно знать руководителю:
- Нормативная база оценки продолжительности и стоимости строительного проекта.
- Методы обеспечения достоверности определения сметной стоимости строительства; оценка эффективности использования бюджетных средств, направляемых на капитальные вложения на основе укрупненных нормативов цены строительства (НЦС), показателей стоимости строительства объектов-представителей и др.. Оптимизация источников проектного финансирования.
9. Ответственность руководителя за нарушение качества строительства:
- Требования в КоАП РФ, судебная практика.
10. Регулирование и контроль строительства государственными надзорными органами.
11. Изменения градостроительного законодательства:
- Госстройнадзор.
- Охранные зоны.
- Документация по планировке территории.
- Экспертиза проектной документации.
- Разрешение на строительство.
- Строительный контроль.
- Ввод объекта в эксплуатацию.
- Самовольные постройки, СРО и др.
12. Сроки вступления изменений в Градостроительный кодекс РФ. Как они повлияют на деятельность участников строительного процесса? Как с точки зрения рентабельности, так и с точки зрения сроков и возможности реализации проектов. Перспективы развития отрасли и законодательства.
13. Объекты капитального строительства. Конкретизация объектов, не относящиеся к ОКС, новое определение ОКС:
- Некапитальные строения, сооружения и неотделимые улучшения ЗУ (замощение, покрытие и др.) – критерии отнесения.
- В каких случаях теперь появилась легальная возможность признавать отдельные сооружения неОКСами на основании того, что это «неотделимое улучшение ЗУ»?
14. Самовольные постройки:
- Какие критерии признания ОКСа самовольным строительством? Какие органы выявляют? Взаимодействие с ОМСУ (органами местного самоуправления).
- Является ли несоответствие ОКСа виду разрешенного использования ЗУ основанием для признания его самовольной постройкой?
- Снос, приведение в соответствие, изъятие ЗУ при невыполнении обязанности по сносу/приведению в соответствие.
15. Снос объектов капитального строительства:
- Введение новой главы Градкодекса по сносу ОКС.
- Конкретизация и дополнение понятий и действий, необходимой документации, необходимости членства в СРО, взаимодействия с органами местного самоуправления и сетевыми организациями.
16. Госстройнадзор:
- Изменение предмета Госстройнадзора в ст. 54. Градкодекса: последствия.
- Частота проверок в соответствии с риск-ориентированным подходом: высокая, значительная и умеренная степени риска.
- Госстройнадзор в отношении ОКС, проектная документация которых не подлежит экспертизе (выездные проверки), конкретизация, дополнительные основания.
17. Проектно-разрешительная документация.
18. Подготовка и экспертиза проектной документации:
- Изменение предмета экспертизы проектной документации в ст. 49. Градкодекса.
- Срок действия ГПЗУ и документации по планировке территории при оценке проектной документации для проведения экспертизы в отношении ОКС и линейных объектов.
- Новые требования к заданию на проектирование. Исходные данные для подготовки проектной документации. Требования к документации по планировке территории, форма градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ).
- Требования к составу и содержанию разделов ПД в зависимости от вида ОКС, назначения объекта, видов работ, их содержания, источников финансирования и выделения отдельных этапов строительства. Комментарии к нововведениям в законодательстве.
- Что теперь должно быть включено в проектную документацию ОКС?
- Новые критерии оценки соответствия проектной документации: санитарно-эпидемиологические требования, экологические параметры, защита объектов, имеющих историческую и культурную ценность, антитеррористическая безопасность и др.
- Строительство без разрешения: изменения перечня объектов, ПД которых теперь подлежит и не подлежит экспертизе. В каких случаях экспертиза ПД при капремонте и строительстве ОКС и линейных объектов теперь обязательна, а в каких нет?
- Отдельно стоящие ОКС, не предназначенные для проживания граждан
- ОКС, строительство которых планируется в границах охранных зон
- Различия между ИЖС, объектами блокированной застройки и объектами малоэтажного строительства.
- На какой документооборот заменяется экспертиза ПД в тех случаях, когда она теперь не обязательна?
- Практические аспекты электронного формата экспертизы ПД. Переход к цифровому формату работы органов государственного строительного надзора; Создание Единого государственного реестра экспертных заключений (ЕГРЗ). Оценка эффективности основных технических решений. ГИСОГД (государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности).
- Отмена термина: «Модифицированная проектная документация» и возможности внести изменения в проект по заключению проектировщика без экспертизы. Введение понятия: «Экономически эффективная проектная документация повторного использования».
- Нововведения в отношении объектов, строительство которых финансируется из бюджетных средств.
- Обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации.
- Проверка достоверности определения сметной стоимости строительства.
- Требования к проектной документации на капитальный ремонт ОКС, финансируемый из бюджетных источников.
19. Разрешение на строительство:
- Обновление требований, предусматривающих: порядок внесения изменений в разрешение на строительство; продления срока действия разрешения на строительство, а также отказа в продлении и внесении изменений в них.
- Расширение перечня случаев, когда разрешение на строительство не требуется.
- Корректировка порядка выдачи разрешения на строительство, а также перечня прилагаемых документов.
20. Новые и актуализированные ГОСТы и СП:
- Новые стандарты и требования: по высотным зданиям, автомобильным дорогам, газораспределительным системам, пожарной безопасности, другие требования по безопасности.
- Техрегулирование градостроительной деятельности: что уже безнадежно устарело, что нового применять жизненно необходимо, а что до сих пор, несмотря на очень давнюю разработку, по-прежнему актуально и «работает»?
- Оценка соответствия ОКС согласно новым нормативами требованиям технических регламентов, сводов правил, стандартов, санитарных правил РФ.
- Основные ошибки при проектировании и строительстве жилых и общественных зданий по пожарной безопасности, доступу маломобильных групп населения, антитеррористической безопасности и др.
21. Земельное законодательство: нововведения, влияющие на все этапы строительного процесса.
22. ЗОУИТ (Зоны с особыми условиями использования территорий) и территории объектов культурного наследия:
- Что теперь считается ЗОУИТ? Соотношение формулировок в ЗК и ГрК.
- Обязательность проведения государственной экспертизы объектов, строительство которых планируются в границах ЗОУИТ – спорные вопросы. Когда начинают действовать ограничения?
- Требования к параметрам зданий и сооружений, размещение которых допускается или запрещается на этих территориях, оценка их влияния на территорию или влияния условий территории на них.
- Отношения между владельцем объекта с ЗОУИТ и собственниками ОКСов в пределах ЗОУИТ: вопросы возмещения убытков (включая упущенную выгоду) в случае установления ЗОУИТ.
- В каких случаях собственники ОКСов в пределах ЗОУИТ обязаны снести свои ОКСы или привести их в соответствие с ЗОУИТ, в течение какого срока?
- Переходные положения, в частности: срок установления ЗОУИТ и приведения ЗОУИТ в соответствие.
- Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) вновь проектируемых и построенных объектов. Гос.экспертиза таких проектов, ликвидация ориентировочных, предварительных СЗЗ.
- Снос объектов и выплата компенсаций их собственникам, если объекты попали под снос из-за «неожиданного» их обнаружения в «неопубличенной» и «опасной» для жизни/здоровья ЗОУИТ.
- Размещение ОКС в придорожной полосе автодороги – нововведения.
- Есть ли теперь обязанность застройщика обращаться за установлением ЗОУИТ до получения разрешения на строительство?
- Новое основание для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию: несоответствие ОКСа виду разрешенного использования (ВРИ) ЗУ – какая дата установления ВРИ теперь берется за основу?
23. Установление публичного сервитута в отдельных целях", новая глава ЗК. Об упрощении размещения линейных объектов:
- Специальный порядок размещения линейных объектов на земельных участках на условиях публичного сервитута.
- Случаи невозможности установления публичного сервитута
24. Земли в границах лесного фонда и особо охраняемых природных территорий:
- Что нужно согласовать при переводе земель из лесного фонда?
- Какая документация теперь обязательна при размещении ОКС, не являющегося линейным, в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда?
- Дополнения в ГрК о проектах межевания, в т.ч. при образовании лесных участков.
25. Внесение изменений в правила землепользования и застройки - дополнения оснований для рассмотрения главой местной администрации.
26. Важные изменения Градостроительного законодательства.
27. Строительный контроль: введение новых обязательных документов, подтверждающих лицами, осуществляющими строительство, соответствие параметров построенного объекта требованиям ПД после завершения его строительства.
28. Ввод объекта в эксплуатацию: новые требования к документации и процедуре получения ЗОС и разрешения на ввод.
29. Новые требования Градкодекса к функциям Технического Заказчика.
30. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности, уточнения и дополнения в Градкодекса:
- Возмещения вреда: Дополнения и уточнения по вопросам, связанным с причинением вреда вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве и эксплуатации ОКС.
- Ответственность участников строительства (специалистов, руководителей и самих организаций) за качество, безопасность, соблюдение требований проектной документации и сроков проведения работ на каждом этапе.
- Последствия несоблюдения новых и прежних норм законодательства: штрафы, предостережения, приостановка строительства, запрет продаж в жилых комплексах, отмена разрешений на строительство и др.
31. Ответы на вопросы слушателей. Практические рекомендации.
Слюсаренко Валерий Евгеньевич
лектор
д.т.н., ведущий эксперт в области проектирования и строительства крупных объектов, в том числе в рамках ФЦП и ФАИП (более 18 лет работы в области проектирования и строительства, 8 лет – в качестве руководителя крупных российских компаний: АО «Мосинжпроект», ОАО «Проектно-строительное объединение «Московского Метростроя», ЗАО «Нефтегазоптимизация», ОАО «ГипродорНИИ», ОАО «Гипростроймост», Департамент градостроительной политики города Москвы).
д.т.н., ведущий эксперт в области проектирования и строительства крупных объектов, в том числе в рамках ФЦП и ФАИП (более 18 лет работы в области п...
Резюме преподавателя