В сегодняшних условиях стремительных изменений внешней среды и серьезных преобразований внутри самих компаний перед компаниями со всей остротой встают вопросы повышения эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками, позволяющих обеспечить сохранность активов и эффективное достижение поставленных собственниками (акционерами) целей. Особую значимость для компаний приобретает деятельность служб внутреннего аудита. При этом широкое распространение во внутреннем аудите получил риск-ориентированный подход при выборе объектов аудиторских проверок, подготовке и выполнении аудиторских заданий, когда внутренний аудит фокусируется на наиболее существенных с точки зрения рисков направлениях деятельности компаний и наиболее значимых вопросах в рамках отдельно взятых бизнес-процессов.
Предлагаемая программа обучения направлена на предоставление информации, имеющей практическую ценность для создания эффективных систем внутреннего контроля и управления рисками, организации эффективного внутреннего аудита в компаниях различных форм собственности. Тематика тренинга охватывает вопросы построения современной системы внутреннего контроля и управления рисками в компании, ведения текущего мониторинга системы контроля, практические вопросы деятельности внутреннего аудита, включая обсуждение методик внутренних аудиторских проверок по отдельным направлениям и бизнес-процессам.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕМЫ ТРЕНИНГА:
МЕТОДИКИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
- Интегрированная модель COSO «Внутренний контроль» (2013) и ее критерии для оценки СВК в ходе внутреннего аудита (включая классификацию недостатков в отчете внутренних аудиторов).
- Преимущества внутреннего аудита бизнес-процессов вместо аудита циклов, функций/подразделений.
- Риски, присущие бизнес-процессам: их виды и матрица оценки.
- Средства контроля бизнес-процессов (классификации и основные типы контрольных процедур; ограничения, присущие внутреннему контролю) и матрица для оценки их эффективности.
- Общие принципы построения программ внутреннего аудита бизнес-процессов:
- анализ дизайна контрольных процедур (с помощью текстового описания бизнес-процесса или блок-схемы);
- оценка адекватности средств контроля для снижения присущих рисков бизнес-процесса (с помощью таблицы рисков или матрицы рисков и контролей);
- тестирование контрольных процедур для оценки их выполнения/ соблюдения;
- формулирование выводов о недостатках в СВК по итогам анализа дизайна контрольных процедур и их тестирования, включая рекомендации об устранении.
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРОДАЖ
- Основные этапы мега-процесса продаж от приема сбытового заказа до получения денег от клиента (order-to-cash), включая планирование продаж и контроль выполнения плана, а также управление клиентской базой, ассортиментом и ценообразованием:
- получение заказа,
- проверка наличия товара,
- формирование/комплектация заказа,
- создание счета-фактуры и накладных документов, а также отражение дебиторской задолженности,
- отгрузка, транспортировка и доставка товара,
- получение денежных средств от клиента.
- Типовые риски подпроцессов и всех этапов процесса продаж.
- Базовые контроли подпроцессов и всех этапов процесса продаж.
- Иллюстративный пример возможных контрольных процедур в мега-процессе продаж.
- Практические упражнения по аудиту бизнес-процесса продаж.
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ЗАКУПОК
- Основные этапы мега-процесса закупок от формирования внутренней потребности до оплаты поставщику (purchase-to-pay), включая управление базой поставщиков и мастер данными по материалам/услугам:
- формирование внутренней потребности и проверка наличия средств в бюджете,
- выбор поставщика (включая тендерные процедуры),
- заключение договора с поставщиком и размещение заказа,
- получение товаров/услуг,
- проверка счета-фактуры и накладных документов/акта выполненных работ, а также отражение кредиторской задолженности,
- оплата денежных средств поставщику.
- Типовые риски подпроцессов и всех этапов процесса закупки.
- Базовые контроли подпроцессов и всех этапов процесса закупки.
- Иллюстративный пример возможных контрольных процедур в мега-процессе закупок.
- Практические упражнения по аудиту бизнес-процесса закупок.
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМ
- Основные этапы мега-процесса управления товарно-материальными запасами (inventory management), включая:
- планирование запасов,
- пополнение запасов,
- складские операции (получение, хранение, отпуск, забраковка/списание, инвентаризация),
- управление цепочками поставок,
- транспортировка.
- Типовые риски подпроцессов и всех этапов управления товарно-материальными запасами.
- Базовые контроли подпроцессов и всех этапов управления товарно-материальными запасами.
- Иллюстративный пример возможных контрольных процедур в мега-процессе управления товарно-материальными запасами.
- Практические упражнения по аудиту бизнес-процесса управления товарно-материальными запасами.
Ворона Иван Николаевич
Директор по внутреннему аудиту и методологии X5 Retail Group, eMBA
Иван Ворона является директором по внутреннему аудиту X5 Retail Group N.V.
Иван работал во внешнем и внутреннем аудите таких компаний как PricewaterhouseCoopers, Coca-Cola, Cargill. В компании Х5 Retail Group им была создана функция внутреннего аудита, которая первой в России получила внешнее подтверждение о соответствии Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита. Помимо этого, он имеет успешный опыт построения контрольных процедур (включая их внедрение с использованием системы SAP ERP), управления рисками и финансами. До возвращения в компанию Х5 в мае 2015 Иван два года работал на руководящих должностях в консалтинговой фирме BearingPoint Russia & CIS.
Имеет почти 20 лет опыта работы в крупнейших мировых и российских компаниях в таких отраслях как: металлургия, переработка сельхоз продукции и пищевое производство, трейдинг сырьевых товаров, розничная торговля, FMCG.
Иван обладает глубокими знаниями по различным бизнес-процессам с точки зрения операционных процедур, внутренних контролей, учетной составляющей и информационных систем, а также опыт по внедрению передовых общемировых практик в российской действительности.
Образование:
Бакалавриат – бизнес и менеджмент (University of Maryland University College), 1997.
Специалитет – мировая экономика (ДВГУ), 1998.
Магистратура – Executive MBA (Chicago Booth), 2009.
Иван Ворона является директором по внутреннему аудиту X5 Retail Group N.V.
Иван работал во внешнем и внутреннем аудите таких компаний как Pricew...
Резюме преподавателя
Даты начала обучения не определены.