IQ против таланта

Сегодня многие психологи обеспокоены тем, что предсказание успеваемости в школах и учреждениях производится в основном с помощью IQ, интеллектуального коэффициента. Этот тест рассчитан на "разгадывание загадок", которые не всегда отражают глубину знаний тестируемого, а просто требуют особых навыков. С другой стороны, именно этим навыкам придается главное значение во многих профессиях, особенно в инженерных.

Американский исследователь Т. Кун считает, что развитие науки - это и есть всего лишь последовательное разгадывание загадок. Между тем проблемы повседневной жизни часто требуют другого - разумного поведения в естественной ситуации. Такого рода способности система тестов IQ практически не затрагивает. Кроме того, исследователи обнаружили, что у некоторых детей высокий показатель IQ, но они не так уж хорошо учатся в школе и позже не отличаются большими успехами в профессиональной деятельности.

Может быть, существует еще "что-то", определяющее ключ к успеху?

Американский психолог Д. Гоулмен предположил, что реализация заложенных в ребенке умственных способностей зависит от особого свойства - "ума чувств", то есть от умения властвовать своими эмоциями и направлять их в нужное русло. Гоулмен предлагает ввести в практику психологического тестирования другой показатель - EQ (emotion quotient) который, по мнению многих современных психологов, может более адекватно предсказать будущий успех ребенка в жизни. Ведь умение разбираться в собственных чувствах и чувствах других людей определяет разумное поведение человека в самой сложной ситуации. И иногда это качество важнее, чем блеск ума и глубина знаний.

Психолог Р. Розенталь провел в одной из американских школ такой эксперимент: он показал старшеклассникам фильм о человеке, переживающем гнев, радость, разочарование. Эпизоды чередовались случайно, и ребята могли видеть не полную картину, а фрагменты - руки, голос, жесты. Те старшеклассники, которые правильно угадывали состояние героя по этим фрагментам, обычно лучше других успевали в школе, даже если их коэффициент интеллектуальности был не самым высоким.

Так что, возможно, коэффициент интеллектуальности на сегодня устарел. Немецкие исследователи считают, что существует несколько типов интеллекта: языковой, математический, пространственно-логический, которым обладают выдающиеся шахматисты; музыкальный, внутриличностный, развитие которого необходимо для занятий философией, и межличностный, которым одарены выдающиеся общественные деятели, например Ганди или мать Тереза.

Последний тип интеллекта, по-видимому, имеет немало общего с загадочным "умом чувств".

У системы IQ есть и другие недостатки - например, эти тесты составляются людьми, имеющими хотя и высокий интеллект, но совершенно определенный тип мышления. Именно такие тестируемые и получают самые высокие баллы. А вот люди с нестандартным типом мышления скорее всего такой сетью вопросов "не ловятся". Окружающие обычно оценивают их неадекватно.

Достаточно вспомнить мнения школьных учителей и родственников об Эйнштейне, Эдисоне и других "не попавших под тестирование":

"Твое витание в облаках и равнодушие ко всему, что мы усваиваем, подрывают авторитет класса" учитель - Альберту Эйнштейну.

"Я всегда был последним в своем классе. Мне казалось, что учитель ненавидит меня, а отец считает глупцом" Томас Эдисон.

"Ты интересуешься только охотой и собаками. Из тебя никогда не выйдет ничего путного" отец - Чарльзу Дарвину.

Е. Чепыжова

Источник: http://www.gilbo.ru

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies  🍪