Учиться, учиться и еще раз учиться...

Каждый на заре своей юности неоднократно слышал эти надоевшие слова от родителей, учителей, преподавателей, старших товарищей… Тогда казалось, что все легко и просто и многое можно отложить на потом. Но кто из нас не сожалел хотя бы раз о том, что в свое время что-то упустил, не доучил или не закончил — школу, вуз или нужные курсы… И хотелось бы многое исправить и начать заново, да жизнь не остановишь и прошлого не вернешь.
Всему свое время — “разбрасывать камни и собирать камни”, но когда оно наступает, уже трудно нагнуться. В молодости все гораздо проще: легче понять и запомнить новое, учить иностранные языки, а главное — принимать любые перемены и переживать неудачи.

Несомненно, каждый человек рано или поздно задумывается о будущем. Самое интересное, что основа подобных размышлений закладывается если не в детском саду, то уже в школе.
Итак, школа. Десять особенных лет, отправная точка всех последующих шагов. В этот период проявляются склонности и способности человека, которые влияют в дальнейшем на выбор профессии, а значит, и на все остальное. От их успешного развития зависит, будет ли удачной карьера и интересным труд, величина доходов, а следовательно, и благополучное следование по непредсказуемой дороге жизни, большую и лучшую часть которой многие из нас проводят на работе.

В настоящее время, кроме привычных для всех школ рядом с домом или спецшкол с углубленным изучением одного или нескольких предметов, на уровне среднего образования появились новые структуры. Это гимназии и лицеи, частные школы, дающие эксклюзивное право выбора предметов и количества часов на их изучение (конечно, с сохранением обязательного минимума содержания образовательных программ), и школы, выпускные экзамены в которых приравниваются к вступительным испытаниям в соответствующий вуз. Последние особенно популярны в наше беспокойное время. Согласитесь, выбор достаточно широкий, достойный и удовлетворит любой вкус, но никто за родителей и ребенка его не сделает. При этом легко найти подходящий вариант, учитывающий также и финансовые возможности семьи. Сегодня выбор школы — половина и больше успеха при поступлении в вуз. Кроме того, это в перспективе позволит уменьшить действительно ощутимые расходы на самых лучших репетиторов, вообще избавиться от необходимости их искать и предотвратит панику перед поступлением в институт.

Что дальше? А дальше — выбор вуза, то есть специальности и места учебы, и получение высшего образования. Параллельно или позже встает вопрос, на каких курсах лучше всего пройти подготовку. На это расходуются не только время и силы, но, как правило, еще и деньги. Правда, с приобретением новых знаний и навыков увеличивается человеческий капитал, который в дальнейшем будет способствовать росту доходов. Но из-за недостатка информации потенциальные обучаемые явно недооценивают выгоды от вложения средств в приобретение навыков и развитие способностей. Такой парадокс, видимо, требует пояснения.

Во всем мире вложения в образование — одно из наиболее прибыльных мероприятий. У нас оно долгое время было бесплатным. Сегодня, когда и коммерческие, и государственные вузы предоставляют возможность учиться на платной основе, расширяются перспективы выбора места и формы учебы. Человек принимает активное участие в формировании своего профессионального будущего, финансируя свое образование. Самый важный и принципиальный момент — кроме материального благополучия повышение уровня образования человека часто дает ему количественно трудноизмеримые, но важные преимущества, такие как улучшение условий труда, досуга и потребительского выбора.

В настоящее время сложилась такая практика, что (по некоторым оценкам) в нашей “бесплатной” системе образования семьи тратят примерно один миллиард долларов США в год на официальные курсы по подготовке в институт, платные базовые школы, репетиторство (настоящее и псевдо) и взятки при поступлении в вуз. При этом только около 20% населения способны все это оплачивать. В Москве стоимость высшего образования в государственном вузе с именем колеблется от 1200 до 5000 долларов США в год, то есть от 6000 до 25 000 тысяч долларов за весь период обучения. При этом размер оплаты за предоставляемое в них образование практически не изменился и после валютного кризиса 1998 года. Например, диапазон цен в ведущих отечественных технических вузах составляет от 1200 до 1800 долларов США в год, а юридические и финансовые вузы так и остались практически самыми дорогими и престижными. В то же время стоимость российского высшего образования по сравнению с Америкой и Европой — всего 15-20%. По сути, оно становится все более платным. Таким образом, стремление человека получить высшее образование, заняв “бюджетное” место, вполне оправданно.

В дальнейшем возникает необходимость нового выбора: получить второе высшее или дополнительное образование из-за смены вида деятельности или потребности в повышении квалификации. Третий обособленный вариант — получение весьма престижной степени МВА (Master of Business Administration), но для этого необходимо иметь высшее образование и опыт работы в соответствующей сфере. И второе высшее образование, и МВА требуют обязательных финансовых затрат, к которым следует готовиться заранее, поэтому важно четко представлять себе конечную цель, то есть соизмерять затраты денег, времени и сил не только с ожидаемыми материальными благами, но и другими изменениями в жизни.

Для сравнения отметим, что, например, диплом престижной западной бизнес-школы повышает стоимость его обладателя на рынке труда почти вдвое. Такая ситуация характерна для стран Западной Европы и США. Для России это пока нетипично, но заинтересованность в подобных специалистах растет год от года. В России функционируют и бизнес-школы. И, несмотря на довольно быструю адаптацию к постоянным изменениям в экономике, они все же неконкурентоспособны по сравнению с западными аналогами. Вследствие этого все больше российских граждан стремятся получить бизнес-образование за границей. И хотя первенство по подготовке специалистов МВА принадлежит США, европейские бизнес-школы уже завоевали прочные позиции на этом сегменте рынка. Так, обучение в Гарварде оценивается в 24 000 долларов США в год, во французских бизнес-школах — в 26 000, в испанских — в 37 000, но затраты стоят того. Выпускники европейских бизнес-школ, специализирующиеся на консалтинге, могут рассчитывать на стартовую зарплату в 77 000 долларов США в год, а в банковской сфере — 92 000. Таким образом, на Западе сложились определенные условия, в которых уже в первый после окончания учебы год можно заработать больше, чем было вложено средств в период обучения.

Теперь о реальных результатах, которые может дать человеку учеба. Уровень образования относят к основным факторам, определяющим позицию человека на рынке труда. Чем больше запас накопленного человеческого капитала, тем меньше риск попасть в ряды лишних людей. Число предлагаемых платных краткосрочных вариантов обучения, направленных на овладение не только различными профессиональными навыками, но и полноценными специальностями, в последние десять лет постоянно растет. Система получения дополнительных знаний, как правило, ориентирована на такие промежуточные результаты, как смена места работы, единовременное повышение заработной платы или (и) должности. Поэтому потребность в переподготовке или повышении квалификации будет возникать у человека неоднократно в течение активной трудовой деятельности. Часто бывает так, что дополнительное краткосрочное платное образование снижает риск безработицы.

Как правило, большие вложения в образование в дальнейшем приносят ощутимый доход. Например, в американской экономике 80-х годов человек, окончивший колледж, зарабатывал в среднем в 2 раза больше, чем выпускник средней школы. И в последние два десятилетия для США характерно увеличение разрыва в доходах отдельных групп населения, имеющих различный уровень образования.

Показательно, что во всех развитых странах действует система надбавок за квалификацию. В большинстве случаев желающему ее повысить обучение оплачивает фирма. В последнее время в западных странах все больше практикуется подход, согласно которому повышение квалификации рассматривается в качестве одной из форм поощрения за эффективную работу. При этом доступ к наиболее дорогостоящим формам образования получает наиболее квалифицированный и хорошо работающий персонал. Стоимость 1 часа обучения обычно приравнивается к стоимости 1 часа рабочего времени. Так же определяется и продолжительность обучения работников.

Итак, в результате получения образования человек имеет более высокую заработную плату, возможность устроиться на престижную работу, а также хорошую адаптацию к происходящим в экономике и обществе изменениям.
Можно выделить ряд закономерностей в соотношении заработной платы и уровня образования:
• в каждой возрастной группе образованные работники в среднем зарабатывают больше, чем менее образованные;
• заработки увеличиваются с возрастом, достигая своего максимума, после чего незначительно снижаются или остаются на одном уровне, а также повышаются с возрастом в большей мере для образованных работников;
• чем выше уровень образования, тем позднее достигается максимум заработков.

Часто потенциальных обучаемых останавливает риск, с которым они могут столкнуться при отказе от части своего дохода сегодня ради возможности получения более высокого заработка в будущем. Расчеты показывают, что вложения в высшее образование, как правило, полностью окупаются и приносят ощутимую выгоду.
Интересно, что на Западе желающие получить высшее образование очень чутко реагируют на изменение его стоимости. Выборочные исследования выявили, что увеличение платы за обучение на 100 долларов снижает показатель приема абитуриентов приблизительно на 1%. В России это пока редкость, так как российские учащиеся в основном платят за отсутствие проблем в настоящем и будущем.

На индивидуальное решение о вложениях в высшее образование влияет и величина спроса на определенных специалистов. На практике прослеживается устойчивая взаимосвязь между ситуацией, складывающейся на рынке труда специалистов с высшим образованием, и индивидуальным решением о затратах на высшее образование.
Еще раз отметим, что повышение уровня образования не ограничивается наличием только положительных составляющих (рост дохода) и преимуществ в виде улучшений условий труда и досуга. Вложение средств в обучение — достаточно рискованное мероприятие. Благоприятных результатов можно достичь лишь с той или иной степенью вероятности, поскольку они зависят от действия многих дополнительных факторов — способностей или соотношения на рынке рабочей силы спроса и предложения на труд определенной квалификации.

Итак, на рынке труда может сложиться любая ситуация с точки зрения различий в размере заработной платы работников с разным уровнем образования и квалификации, которая в свою очередь влияет на индивидуальное решение относительно вложений в высшее образование. Повышение оплаты труда работников с высшим образованием в конкретной сфере деятельности увеличивает число людей, вкладывающих свои средства в процесс получения соответствующей квалификации. Поэтому решение человека относительно своего образования и будущей профессиональной карьеры весьма чувствительно к ситуации на рынке труда, которая характеризуется постоянным чередованием периодов относительного избытка и дефицита представителей соответствующей квалификации.
Согласно данным ЮНЕСКО, разница в доходах на 60% зависит от уровня образования и на 40% от здоровья, природных способностей, социального происхождения и других факторов. Вкладывая средства в свое образование, человек в большей степени определяет свое будущее.

Источник: http://chemodan.com.ua

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies  🍪