Стресс. Основные понятия

Существует множество определений понятия "стресс". В целом же это - физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада. Стресс возникает у человека (или животного) под влиянием экстремальных воздействий.

Стресс - комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств - улучшения внимания (объёма и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы.

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращения сердца, повышается свёртываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

Проиллюстрируем это на примере градации степени тяжести, которую разработали американские учёные Холмс и Рэй. Жизненные события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются ими по шкале от 0 до 100 балов.

Смерть партнёра (мужа, жены)

100 Развод 73 Разлад в супружеской жизни/разрыв 65 Тюремное заключение 63 Смерть близкого члена семьи 63 Серьёзная травма или заболевание 53 Брак 50 Потеря работы 47 Примирение и другие перемены в семейной жизни 45 Выход на пенсию 45 Изменение в состоянии здоровья члена семьи 44 Беременность 40 Сексуальные проблемы 39 Появление нового члена семьи 39 Перемена места работы 39 Изменения в финансовом состоянии 37 Смерть близкого друга 37

Перевод на другую работу

36

Серьёзные разногласия с партнёром

35

Крупный долг

31

Приближение срока уплаты долга

30

Перемена в ответственности по месту работы

29

Уход сына или дочери из родного дома

29

Конфликты с тестем (свёкром), тёщей (свекровью)

29

Исключительный личный поступок или достижение

27

Поступление в школу или её окончание

26

Перемена в условиях жизни

25

Смена привычек

24

Проблемы и конфликты с начальством

23

Изменение рабочего времени или условий работы

20

Смена жилья

20

Перемена школы

20

Смена отдыха

19

Перемена в общественной деятельности

18

Мелкий долг

17

Перемены, связанные со сном и режимом дня

16

Перемены в семье

15

Перемены в привычном образе питания

15

Отпуск

13

Праздник

12

Проступок (штраф за проезд без билета и т.п.)

11

Таковы избранные категории стрессовых факторов. Разумеется, на самом деле, их значительно больше. Суть проблемы в том, что общий показатель степени тяжести аккумулируется. По мнению создателей шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов в течении одного года, вы оказываетесь перед опасностью довольно серьёзной реакции, то есть депрессии, психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия и т.д.). Так что если за год вы успеете закончить учёбу, устроиться на работу, выйти замуж, забеременеть, произвести на свет ребёнка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные события принесут более 200 баллов. Если же в связи с названными приятными хлопотами пострадает ваш бюджет и вы немного задолжаете, то можете приблизиться к критической отметке в 300 баллов.

Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счёт второстепенных задач. Нередко в тяжёлой стрессовой ситуации человек ведёт себя сдержанно, принимает точные и ответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как следствия изменения степени ответственности человека). Так, учащение пульса у финансовых контролёров находится в прямой зависимости от степени их ответственности при счёте банкнот малого или большого количества. при посадке самолёта в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, который принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа.

Разработав теорию стресса, Сельде выделил в нём три фазы (стадии).

Первая - стадия тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой ещё с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезёнки и д.т.

Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, всё как будто бы налаживается.

Однако, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза - истощения. На второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их уже не хватает, появляется истощение. Таблица 14 представляет классификацию степеней переутомления с указанием наиболее характерных симптомов.

СТЕПЕНИ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ

вверх

Таблица 14

Симптомы

Степени переутомления

1-начинающщееся 2-лёгкое 3-выраженное 4-тяжёлое Снижение дееспособности Малое Заметное Выраженное Резкое Появление ранее отсутствовавшей усталости при нагрузке При усиленной нагрузке При обычной нагрузке При облегчённой нагрузке Без всякой нагрузки Компенсация дееспособности волевым усилием Не требует Полностью Не полностью Незначительно Эмоциональные сдвиги Временами снижение интереса к работе Временами неустойчивость настроения Раздражительность Угнетённое состояние, резкая раздражительность Расстройство сна Трудно засыпать или просыпаться Много труднее засыпать или просыпаться Сонливость днём Бессонница Снижение умственной работоспособности Нет Трудно сосредоточиться Временами забывчивость Заметное ослабление внимания и памяти

Психологические мероприятия

Упорядочение отдыха, физкультура, развлечения Очередной отпуск Необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха Лечение

Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания - соматические и невротические. Почему это происходит? Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная - при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела ("стресс льва", а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу ("стресс кролика".

Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стресса заболеваниями. Обобщение клинических материалов привело врачей к выводу о том, что широкий круг воздействий, приводящих к стрессу, вызывает у людей по преимуществу гипертоническую и язвенную болезни, некоторые формы сосудистой патологии (инфаркт, инсульт, стенокардия, сердечная аритмия и т.д.).

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живёт и работает. если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то есть обладает завышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у людей с выраженной целеустремлённостью, честолюбием и нетерпимостью у своему ближайшему окружению. Установлено, что к гипертонии может приводить недооценка личности окружающими. Если личность подавляют, игнорируют, то у неё развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее ежедневно "проглатывать обиду" (это данные позволяют, например, понять, почему среди темнокожего населения США количество гипертоников в три раза больше, чем среди белых).

Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким характерным особенностям, как индивидуализм, неудовлетворённость своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к "выяснению отношений". Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся. При неблагоприятной ситуации или заболевании они нередко порывают все общественные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений; не только сокращают количество контактов, но и делают их более поверхностными, поскольку им свойственны повышенная чувствительность к словесным раздражителям (особенно к порицаниям), уклонение от острых конфликтных ситуаций и от таких эмоциональных факторов, как нехватка времени, элементы соревнования.

Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обострённое чувство долга. Им свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, мнительность. Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой.

Мощность органических изменений при стрессе определяется обобщённой оценкой обстоятельств, а она, в свою очередь, тесно связана с мерой ответственности человека за порученное ему дело. Признаки эмоционального напряжения, обнаруживающиеся в ответственных ситуациях, особенно усиливаются в тех случаях, когда отсутствует физическая нагрузка.

Для изучения условий возникновения травмирующих ситуаций были разработаны экспериментальные модели развития ряда заболеваний у животных. Возникающие при этом болезни у животных хотя и не полностью эквивалентны человеческим, тем не менее способствуют изучению механизмов и методов профилактики. С их помощью выявлены причины, приводящие к гипертонии и другим заболеваниям.

Приведём несколько примеров подобных исследований. Если поместить клетку с кошкой вблизи от клетки с собакой и содержать их так некоторое время, у кошки возникает гипертония. Если вожака стаи обезьян, который по своему статусу обычно ест раньше всех, отделить у него на глазах сначала покормить стаю, то и у него возникает гипертония.

Проводился и такой эксперимент. Крысы испытывали голод и жажду, хотя в клетке находились и пища, и вода; чтобы их достать, нужно было преодолеть решётку, через которую пропускали электрический ток. Вид пищи и воды и невозможность их получить являлись источником постоянного стресса. Через 30 дней обнаружились язвы у 76% животных экспериментальной группы, в то время как у животных контрольной группы, страдавших от голода и жажды в течении такого же периода, но не имевших в клетке пищу и воду, эти явления наблюдались только в 20% случаев.

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. они порождают, кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального напряжения - неврозы. Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека.

Свойственная страдающему неврозом подчёркнутая эмоциональность может привести к "бегству в болезнь", заменяющему разрешение конфликта. Уход в болезнь удобен в том смысле, что избавляет человека от необходимости принимать решения, переключая внимание на заботу о своём здоровье и снижая тем самым на время актуальность травмирующей ситуации. Человек не отдаёт себе отчёта в том, что после выздоровления он вновь окажется перед необходимостью включиться в тягостную ситуацию и справиться с ней. Неудивительно поэтому, что больные неврозом могут подсознательно препятствовать собственному выздоровлению. Самое трудное для человека - принять решение, но пока это не сделано, у него сохраняется стойкое эмоциональное напряжение. Поэтому одним из важнейших средств помощи становится доведение до сознания человека реальной связи между его физическими страданиями и разрешением конфликта.

Для одних людей боле характерна активная реакция на стресс, для других - тормозная. При активной реакции мыслительные процессы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуации с выделением главных аспектов приложения усилий. Сверхактивная, импульсивная реакция, порождая суетливость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятельности. Тормозная реакция ведёт к замедленному выполнению мыслительных операций, повышению инерционности при выработке новых навыков или при переучивании.

Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объёма внимания и ухудшению способности его переключения и распределения, тем самым оно ограничивает восприятие полного объёма значимой информации. Наблюдаются сдвиги световой чувствительности: при чрезмерном возбуждении повышается чувствительность к красному цвету и понижается к синему.

Не только недостаток информации ведёт к эмоциональному перенапряжению, которое неблагоприятно сказывается на эффективности труда и состоянии здоровья человека. Полная информированность, стереотипность ситуации, порождая чрезмерный автоматизм, привычность, монотонность, устраняя эмоции вообще, становится утомительной для человека, снижает продуктивность его деятельности. Следует иметь в виду, что любимая работа не вызывает быстрого утомления и реже приводит к переутомлению.

Источник: http://shnurok14.narod.ru/

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies  🍪