Парадоксы и магия денег

Парадоксы денег

Деньги— универсальный эквивалент. Эта характеристика денег выражена фразой «деньги непахнут». Однако ихуниверсальность состоит ивтом, что заабстрактными бумажками иметаллическими кружочками всегда стоит нечто большее. Аименно представление обогатстве инищете, успехе инеудаче, свободе инеобходимости, самостоятельности изависимости.

Универсальность денег приобретает конкретные черты врамках различных социальных систем, деньги становятся символом различных ценностей. Деньги, богатство могут быть эквивалентом трудозатрат, профессионализма, хитрости, влияния или страха.

Деньги «пахнут» по-разному вразличных обществах, трудовых коллективах исемьях, но, кроме запаха, они имеют разный смысл исимволическое значение, которые радикальным образом влияют как наихколичество, так ина«качество» ихиспользования.

О роковой роли денег впроизводственных отношениях мыипоговорим далее.

Может быть, всилу того, что деньги являются одним изсамых ярких пересечений психической иобъективной реальности, природа ихпарадоксальна.

Парадокс 1. Денег много небывает

Во-первых, этот парадокс выражает закон возрастания потребностей: какимибы финансовыми возможностями ниобладал человек, его потребности всегда будут больше. Теслучаи, когда новые финансовые возможности неприводят квидимым изменениям вобразе жизни, новым приобретениям или инвестиционным проектам, значат лишь то, что уихвладельца доминирующей потребностью является накопление (заэтим могут скрываться такие психологические мотивы, как повышенная тревожность ижелание ощущать тайную значимость).

Во-вторых, здесь выражена коренная черта российской экономической психологии— желание избавляться отденег. Жизнь без денег, пропагандируемая как составляющая коммунистического мироустройства или как политика «жизни вдолг», бессознательно очень близка русской психологии. Деньги как будтобы «жгут карман» соотечественников, иесли неуходят нараздачу долгов, точасто тратятся совершенно нерациональным образом. Многие деньги— многие печали, иумножающий деньги умножает искорбь— записано вБиблии русской души. Люди, укоторых есть деньги, воспринимаются как «чужаки» ипреступники, нарушающие ключевой закон «денег много небывает».

Парадокс 2. Деньги— самое виртуальное извсего реального исамое реальное извсего виртуального

Для личной психологии деньги становятся объективным фактором. Систематическое занятие аутотренингом «сегодня ястану богатым» далеко невсегда приводит кпоявлению реальных денег. Для кадрового менеджмента, напротив, отношение персонала кденьгам становится тем подводным камнем, который превращает плавное плановое течение корпоративной реки вбурный неуправляемый поток.

В качестве примера кэтому тезису можно привести узнаваемую ситуацию, когда доминирующей фантазией человека становится планирование трат вмодальности «вот получу язарплату и…». Психология строится наиных законах, нежели экономика, поэтому итогом часто становится то, что сумма планируемых трат (постричься, купить диван, заменить мойку накухне, купить детям подарки кпразднику ит.д.) внесколько раз превышает реальную сумму зарплаты. Витоге вреальном кошельке деньги существуют лишь несколько дней, апотом снова перемещаются ввиртуальную модификацию, вреальностиже остается только агрессия поотношению кначальнику, который так мало платит.

Парадокс 3. Сумма вознаграждения икачество труда вовсе непрямо пропорциональны

Вопрос, который разводит большинство работников ируководителей поразные стороны баррикад, звучит примерно так: «Если платить работнику вдва раза больше, будетли онработать вдва раза лучше?» Практика консультационной работы наразличных предприятиях показывает, что путь повышения качества труда только засчет повышения уровня оплаты— путь тупиковый. Третьей важной величиной вданной пропорции является работник ссоответствующим профессиональным потенциалом, личностными особенностями имотивационными приоритетами. Рискну предложить тезис, который является результатом опыта поорганизации работы сперсоналом: вконкретной производственной ситуации (должностные обязанности, система мотивации, производственные отношения, концепция поощрений инаказаний ит.д.) конкретный человек работает максимально хорошо. Можно, конечно, работать «вполсилы», ноэто тот максимум, накоторый способен человек вконкретной производственной ситуации, строящейся, вероятно, наскрытом саботаже, связанном сневыраженной агрессией против начальства или коллектива. Если этому работнику повысить зарплату, тоон, скорее всего, станет работать еще хуже, поскольку воспримет повышение как подачку инежелание обсуждать накопившиеся проблемы.

С другой стороны, решая это уравнение стремя переменными, понимаешь, что если вовремя неповысить зарплату, товконечном итоге качество работы предприятия может снизиться, поскольку ключевой человек перейдет вдругое предприятие ибудет там работать также хорошо, как иувас, нозабольшее вознаграждение.

Понимание эквивалентной сущности ипарадоксальности денег, безусловно, усложняет ответ на, казалосьбы, простой вопрос «Почему выплатите подчиненным именно такую зарплату?». Однако можно легко убедиться, что простой ответ наэтот вопрос всегда неполон или неправилен. Мыпровели экспресс-опрос руководителей нескольких предприятий Екатеринбурга истолкнулись соследующими ответами наэтот вопрос.

Я плачу столькоже, сколько ивсе, заэту работу. Недостатком этого очень распространенного подхода является то, что наразных предприятиях сотрудники одной номинации выполняют совершенно различные обязанности. Недостаточно стандартизированы функции секретарей, торговых представителей идаже главных бухгалтеров, неговоря уже окоммерческих директорах ируководителях подразделений. Поэтому устанавливая вознаграждение секретарю-референту, кпримеру вдве тысячи рублей, выможете как переплачивать, так недоплачивать.

Я стараюсь платить столько, чтобы имхватало нажизнь. Сразуже вспоминается анекдот сморалью: «Разве это жизнь…». Конечно, представления онеобходимом образе жизни совершенно различны и, ксожалению, также подвержены закону бесконечного возрастания потребностей. Одним предприятием руководил очень аскетичный мужчина, придерживающийся вустановлении уровня оплаты труда именно этого принципа. Иметь хорошие машины иодежду считалось среди работников признаком дурного тона. Периодически изпредприятия уходили хорошие работники, ионо постепенно превращалось в«кузницу кадров».

Уровень оплаты труда является следствием экономических расчетов: если ябуду платить больше, томне нужно будет изымать средства издругих фондов, иэто дестабилизирует предприятие. Корпоративность, основанная напринципе «затягивания поясов» ради «общего дела», всегда является неизбежным этапом развития предприятия. Однако это всего лишь этап, иесли онзатягивается напериод больше полугода, тонеобходимо искать другие мотивационные резервы.

Никто нежалуется, ничего непросит. Если будут такие заявления, тогда ярешу: уволить этого работника или повысить ему зарплату. Работники выражают свое недовольство по-разному. Бывают, конечно, варианты, когда подчиненные приходят круководителю иобосновывают свои требования повышения зарплаты полными письменными расчетами бюджета его семьи инеобходимостью накопить налетний отдых. Как правило, втаких мероприятиях все зависит оттого, сумеетли работник «продавить» чувство вины руководителя. Часто работник неделает заявлений, непишет ноты протеста, апросто хуже работает или уходит нановое место.

Я этим неинтересуюсь, есть специальный отдел, который этим занимается, ятолько подписываю подготовленные приказы иштатное расписание. Вероятно, это несовременный подход, нопоопыту работы склиентами приходишь квыводу, что центр власти предприятия находится там, где распределяются деньги. Если установлением зарплат ведает служба персонала, тоона становится очень авторитетным подразделением, если директор пофинансам— тоименно ему 23-го февраля достается самый лучший подарок. Таким образом, пока корпоративная психология недостигла вРоссии должных высот, невыпускайте этот вопрос изсвоих рук, если хотите сохранить реальную власть.

Циркуляция денег впроизводственных отношениях вообще крайне сложный вопрос, поскольку, содной стороны, оночень важен (труд наемного работника— это, посути, продажа услуг), асдругой стороны, перегружен психологией вквадрате (ируководителя, иподчиненного).

Секретные рецепты попревращению денежных средств всредства эффективного управления персоналом

При определении оптимального вознаграждения затруд подчиненных руководствуйтесь следующими правилами:

— ориентируйтесь насредний уровень оплаты труда для данной профессии вданной области, аненарассуждения типа «моя мама всю жизнь проработала учителем вшколе иполучает вдва раза меньше». Консультацию поуровню оплаты труда иобобъеме должностных обязанностей можно получить вкадровом агентстве;

— ориентируйтесь наобщий уровень зарплат впредприятии. Очевидно, что повышение зарплаты одному изсотрудников приведет кнетерпеливым ожиданиям всех остальных;

— отпереплат спасает формула: плати человеку столько, засколько онбудет хорошо работать. Здесь важно выяснить ожидания самого работника, которому, кстати, часто бывает сложно назвать желаемую сумму, поскольку деньги вроссийской ментальности загружены чувством вины. Ответ навопрос «Сколько стоит ваша работа?» является заодно тестом наадекватность работника испособом выяснить систему его мотивации. Если онназывает низкую сумму, тоэто может говорить одругих приоритетах (например, желании структурировать свободное время или получении возможности общаться сколлегами) или онизкой самооценке. Если сумма неоправданно высока, то, возможно, онхочет поторговаться (это нужно приветствовать, если он, например, претендует надолжность торгового представителя), считает вас недалеким человеком или нехочет работать совсем;

— безусловно, нужно учитывать, что повсем экономическим раскладам тратить нафонд оплаты труда более 30процентов дохода опасно для жизни, даже всфере услуг.

Помните, что деньги насыщены чувствами искрытыми смыслами. Поэтому необходимо расшифровывать проблематику денег для получения реальной картины происходящего.

Например, задержка зарплаты молодому женскому коллективу приводит нетолько ктому, что они немогут купить себе новые туфли кответственному свиданию, ноиктому, что они почувствуют себя никому ненужными неудачницами ипутем недолгих логических умозаключений приходят квыводу, что ихличная жизнь нескладывается из-за плохого начальника. Аэнергетика женской агрессии может разрушить нетолько предприятие.

Вот некоторые типичные смысловые ипсихологические эквиваленты денег:

получение денег = признание, одобрение, возможность реализовать желания, ощущение обязательств перед тем, кто ихвручил, стыд;

наличие денег = взрослость, сила, тяжесть ижелание избавиться отних, чувство инаковости (уокружающих денег нет);

отдача денег = освобождение, искупление, получение ресурсных переживаний (например, возможность благотворительности), снижение самооценки, агрессия, формирование зависимости получателя;

отсутствие денег = бессилие, инфантильность, зависимость, свобода, состояние постоянного упрека окружающим.

В рамках корпоративного стандарта необходимо четко видеть место денег вструктуре потребностей имотивов персонала.

Корпоративный стандарт— это профессиональные иличностные качества, необходимые персоналу предприятия для максимально эффективной работы. Обычно такой стандарт присутствует или вголове руководителя, или прописан службой персонала набумаге. Влюбом случае при подборе персонала необходимо рационализировать свои ожидания ивозможную меру компромисса при выборе кандидата.

Рационализированный корпоративный стандарт необходим нетолько для точного подбора персонала, ноидля эффективного управления им.Очевидно, что мотивационная политика напредприятии, воснове корпоративного стандарта которого лежит профессионализм, будет сильно отличаться отпредприятий сприоритетами вобласти личной преданности руководству. Существенным моментом впонимании корпоративного стандарта является именно понимание места денег вкорпоративном сознании персонала.

К счастью, запоследние 10лет появилось немало коллективов, где получение максимального количества денег стало ведущим мотивом деятельности. Счастье состоит втом, что такими коллективами достаточно легко управлять. Более тяжелый случай, когда деньги вкорпоративном сознании ассоциируются счем-то неприличным игрязным, что вызывает немедленную агрессию поотношению кихносителю. Такая ситуация часто встречается вакционированных НИИ, большинство работников которых всегда черпали силы ивысокую самооценку вдемонстративном аскетизме.

Магия денег

Все изложенное выше должно убедить читателя втом, что деньги— это непросто бумажки ижелезки. Человеческая психология наделяет ихпоистине магическими свойствами. Как ивсякая магическая субстанция, деньги требуют особого обращения исоответствующих ритуалов. Эти ритуалы есть вовсех трудовых коллективах счисленностью неменее одного человека. Понимание специфики организации данных ритуалов напредприятии говорит очень много остиле руководства, стратегии управления персоналом, корпоративном стандарте ипсихологическом климате.

Что замагические ритуалы имеются ввиду? Прежде всего, это ритуал выдачи зарплаты. Кроме того, это могут быть ритуалы объявлений оповышении или понижении зарплаты, ритуалы «три дня дозарплаты», ритуал «наследующий день после зарплаты» или «задержка получения денег нанеделю». Приведем примеры самого значимого ритуала выдачи зарплаты.

Выдача денег работникам может выглядеть как унизительный ритуал. Например, когда хмурый начальник лично передает деньги изрук вруки сословами: «Будешь должен». Как благотворительный ритуал, когда выдача заработанных денег похожа нараздачу «Оскаров». Зарплата может платиться как оброк, когда руководитель стыдливо откупается отнедовольства подчиненных. Намногих предприятиях ритуал выдачи зарплаты выглядит как очередь кзарешеченному окошку. Это очень интересно, поскольку кассир сидит зарешеткой истановится вкорпоративной психологии водних случаях преступником, который, тем неменее, дает нам нечто необходимое для жизни, вдругих, наоборот, представителем мира, где много денег, аочередь находится совсем подругую сторону границы этого мира. Диагностический икоррекционный потенциал «денежных» ритуалов очень велик идолжен использоваться умным руководителем.
Заключительный иосновной совет: небалуйтесь деньгами, используйте деньги поназначению. Изтрех основных возможностей правильного использования денег: потребление, управление деньгами иуправление при помощи денег— именно последняя наиболее психологически нагружена итребует особого внимания.

Источник: www.elitarium.ru

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies  🍪