Источники и виды финансирования бизнеса

При возникновении в компании какой-либо инвестиционной задачи или проекта после принятия решения о целесообразности их реализации возникают следующие вопросы: каким источником финансирования воспользоваться и как из множества альтернативных источников выбрать наиболее предпочтительный?

Классификацию видов финансирования можно задать по нескольким признакам:

1. В зависимости от срока, на который требуется финансирование (что не всегда совпадает со сроком реализации проекта или решения других производственных задач), различают:

Краткосрочное финансирование

— Срок: до 1 года.
— Цели:

  • пополнение оборотных средств (оборотного капитала);

  • закупка сырья;

  • финансирование незавершенного производства, запасов готовой продукции;

  • выплата зарплаты и др.

Долгосрочное финансирование

— Срок: более года.
— Цели:

  • обеспечение развития и роста компании;

  • внедрение новых технологий, новых продуктов, оборудования;

  • развитие дистрибьюторами сети;

  • развитие систем управления и др.

2. В зависимости от природы источников (инструментов) различают внутренние и внешние источники (инструменты) финансирования, классификация которых в сочетании со сроком, на который требуется финансирование, выглядит следующим образом:

Краткосрочные

— внутренние:

  • реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности;

  • продажа активов;

  • собственные источники: прибыль, фонды;

  • амортизация;

  • снижение уровня запасов.

— внешние:

  • кредиты и займы;

  • выпуск векселей и других долговых инструментов;

  • дотации, субсидии, господдержка.

Долгосрочные

— внутренние:

  • сдача в аренду помещений, оборудования;

  • продажа активов;

  • продажа убыточных направлений бизнеса, неосновных производств;

  • реинвестирование прибыли, уменьшение дивидендных выплат.

— внешние:

  • кредиты и займы;

  • эмиссия акций и облигаций;

  • бартер;

  • факторинг, форфейтинг;

  • лизинг;

  • проектное финансирование;

  • концессионные соглашения;

  • госгарантии, налоговые льготы, гранты и др.

3. В соответствии со структурой пассивов и необходимостью возврата привлеченных средств различают:

Собственные средства

  • эмиссия акций;

  • прибыль;

  • фонды, добавочный капитал;

  • бюджетное финансирование;

  • гранты.

Заемные средства

  • эмиссия облигаций;

  • выпуск векселей;

  • кредиты и займы;

  • лизинг;

  • различные типы концессионных соглашений.

Процедуру выбора рациональных для компании источников финансирования (при решении конкретной проблемы или проекта) можно разбить на пять этапов:

1. Ответы па вопросы: для чего нужны средства, сколько, на какой срок, возможное обеспечение и т. д.
2. Формирование перечня потенциальных источников финансирования.
3. Ранжирование источников финансирования по показателю стоимости (обслуживания) каждого источника в порядке возрастания стоимости.
4. Расчеты эффективности проекта (мероприятия) с учетом определенного источника финансирования или их сочетания, начиная с самых дешевых.
5. Выбор наиболее рационального сочетания источников не только по показателям эффективности проекта, но и с учетом критерия стоимости компании (бизнеса).

Факторинг как форма краткосрочного финансирования

Банк берет на себя обязательства по управлению текущей дебиторской задолженностью предприятия и финансированию оборотных средств, что приводит к существенному ускорению расчетов между сторонами (продавец — покупатель), обеспечивает значительное увеличение суммы используемых средств без роста кредиторской задолженности предприятия.

Какие же преимущества дает факторинг поставщику и производителю?

Для начала рассмотрим те выгоды, что получает производитель:

1. Банк финансирует все поставки с отсрочками платежей, выплачивая основную часть (до 85%) суммы поставки немедленно в день отгрузки и остаток средств по мере фактической оплаты поставок покупателями. Финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь стоит отметить следующие:

  • поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора (банка или компании, осуществляющих факторинг) будут возмещены из платежей покупателей;

  • финансирование будет длиться так долго, как долго поставщик будет продавать продукцию;

  • финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж. Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности!

2. Помимо финансирования оборотных средств банк берет на себя значительную часть рисков поставщика, в частности:

  • ликвидные риски — риски возникновения кассовых разрывов, недостатка средств для покрытия важных текущих затрат и т.д.;

  • валютные риски — получая финансирование от банка по поставкам с отсрочкой платежа, поставщик получает возможность немедленно конвертировать денежные средства под оплату валютного контракта;

  • процентные риски — комиссия банка за факторинговое обслуживание выплачивается в рублях и может быть изменена банком не чаще, чем один раз в полгода;

  • кредитные риски — риск неоплаты поставки покупателем.

3. Третья услуга, которая носит название «административное управление дебиторской задолженностью», предусматривает контроль за своевременной оплатой поставок покупателями, специальную процедуру напоминаний при задержках платежей, регулярные, подробные и удобные отчеты о состоянии дебиторской задолженности поставщика, всех его поставках и платежах его покупателей и многое другое, что избавит поставщика от множества текущих проблем и обеспечит объективной информацией на уровне мировых стандартов.

Финансовая выгода поставщика при факторинге:

1 Получение дополнительной прибыли за счет возможности увеличить объем продаж, получив от фактора необходимые для этого оборотные средства.

2. Экономия на неоправданных затратах, связанных с получением банковского кредита. В отличие от банковского кредитования, получая финансирование своих продаж при факторинговом обслуживании, поставщик перестает нести следующие расходы:

  • проценты за пользование кредитом;

  • налог на прибыль с процентов, превышающих ставку рефинансирования ЦБ РФ;

  • расходы по оформлению кредита;

  • расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране;

  • расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения кредита или выплате процентов, включая упущенную выгоду, связанную с выводом этих средств из оборота.

К тому же финансирование в рамках факторингового обслуживания выплачивается сверх банковского лимита кредитования, который может быть использован поставщиком (например, для целей открытия аккредитива без покрытия, получения гарантии, вексельного кредита и т.д.).

3. Экономия за счет появления возможности закупать товар у своих поставщиков по более низким ценам.

4. Защита от упущенной выгоды от потери клиентов за счет невозможности при дефиците оборотных средств предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа и поддерживать достаточный ассортимент товаров на складе.

5. Защита от потерь, связанных с отсутствием или недостаточностью непредвзятого контроля за продажами и платежами.

Мировой опыт свидетельствует: для растущей компании, стремящейся «занять свое место под солнцем», партнерство с известной факторинговой компанией — надежный путь к успеху.

Источник: www.elitarium.ru

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies  🍪